8 (812) 640-46-98 Санкт-Петербург
+7 (978) 915-05-47 Ялта
spb.avtoritet@yandex.ru


«Важно уметь объективно оценить истинную стоимость вещей»

Серафима Григорьева,
бухгалтер по расчету ЗП

Актуально о налоговых проверках

Не первый месяц СМИ формируют у нас мнение, что бюджет страны пуст и пополнить его надо любой ценой. Пенсии, расходы на Олимпиаду, нарушения в госзакупках и т. д.

Что это значит для простого обывателя? Конечно же, за его счет это и происходит всегда, и одним из инструментов — это повышение собираемости налогов.

Напомним, из чего складываеются доходы нашего бюджета — по данным Федерального Казначейства за 9 месяцев 2013 года (источник).

2013 год. Консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.10.2013. Данные Федерального казначейства

Наименование показателя млрд.руб
Всего доходов 5 686,8
Налог на доходы физических лиц 1 735,0
Налог на прибыль организаций 1 196,2
Налоги на имущество 637,9
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 367,2
Налоги на совокупный доход 224,2
Налог на добычу полезных ископаемых 29,4
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 0,2
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 0,1
Страховые взносы  
Таможенные пошлины  
Прочие доходы, включая безвозмездные поступления 1 496,0

Я думаю, при взгляде на эту таблицу, каждый поймет, какова его личная роль как гражданина и/или руководителя организации в формировании доходной части бюджета страны.

Выездная документальная налоговая проверка... Что может сравниться с ней по степени стресса для налогоплательщика? Организация замирает, деятельность ее приостанавливается, главбух надевает траурную маску, или, наоборот, неестественно оптимистичен,... и все ждут приговора...

Давайте поговорим об этой несколько болезненной теме, и о том, чего ждать в обозримом будущем от налоговиков в плане выездных проверок.

Еще пару лет назад руководитель ФНС М.Мишустин, как сообщила «Ведомости», пообещал прекратить выездные налоговые проверки. «Тенденция не просто к уменьшению [выездных проверок], а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, к камералам», — сказал Мишустин.

Прямым продолжателем намеченной линии служит Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС от от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@

Кратко суть ее можно выразить в следующем:

  • усиление камеральных проверок и выявление недобросовестных налогоплательщиков
  • проведение выездных проверок недобросовестных налогоплательщиков

Каким же образом происходит разделение на добросовестных и недобросовестных? Концепция говорит, что для отбора недобросовестных налоговики будут использовать информацию из внутренних и внешних источников. К внутренним источникам отнесем те самые, уже знакомые и хорошо известные камеральные проверки, а к внешним — вся иная информация, в том числе из открытого доступа, от правоохранительных орагнов и органов власти.

Концепция предлагает налогоплательщикам самостоятельно оценить свои риски.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    Вы можете проконсультироваться у своего бухгалтера о размере налоговой нагрузки своей компании или обратиться за помощью к специалистам.
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

    Скорее всего, Вы в курсе, как реагируют бухгалтеры на убытки в отчетности, прислушайтесь к их доводам. В то же время, если Вы реально ведете бизнес, расчитанный на долгосрочную перспективу, с высокими сроками окупаемости, и получаете убытки, которые предусмотрены Вашим бизнес-планом, — будьте уверены в своих силах. Вы можете аргументированно пояснить свою ситуацию на комиссии, в которую Вас, возможно, вызовут! Там живые, грамотные люди, и ваша задача — отстоять свою позицию, а не сдавать «нарисованные» декларации и отчетность без убытков...
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    Помните, что все отраженные вычеты, к примеру по НДС, должны быть подтверждены реальными счетами-фактурами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и, вероятнее всего, при выявлении такого критерия, Вам придется предоставить все эти счета-фактуры к проверке налоговикам.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

    Очень внимательно отнеситесь к этому критерию! Честно слово, сложно объяснить комиссии, почему у Вас например, размещена вакансия с зарплатой 30-40 тыс руб, а фактически начисленная зарплата в среднем 10 тыс руб...
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    Такая информация вполне может поступить от ваших конкурентов и/или злопыхателей, от обиженных сотрудников, от сотрудников ОБЭП и УНП.
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. (п. 9 в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Это будет полезно

Как не попасть в число недобросовестных налогоплательщиков
Налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок